На начальном этапе наблюдения практически всегда возникает вопрос деланья или неделания каких-то вещей: объедаться, бездельничать и прочее. Ведь если мне надо только наблюдать, то мне ничего делать не нужно.
Этот вопрос подводит к серьёзному препятствию оппозиции внешнего мира, и его можно перефразировать: правильно ли, что я могу лежать на диване, а мир будет все делать сам, а я буду посматривать что происходит? В вопросе четко улавливается раздельность себя от внешнего мира, потому что поднимается вопрос “ваших” действий, и точно также “вашего” бездействия в мире. Ваше бездействие- это тоже ваше действие: вы делаете бездействие, и оно ваше (даже в английском есть выражение “i do nothing”).
Мир и его функционирование не делятся на обособленные части, вы не отдельны от него, вы выполняете свою роль точно также как и все остальные, неотделимо, слаженно. Это все один механизм.
Ненамеренное наблюдение, это наблюдение в первую очередь за сами собой, за своими поступками мыслями и желаниями. Наблюдайте как мысли приходят и уходят, как например желания объедаться соперничают с мыслями о сохранении фигуры, или как какая-то мысль поборола лень и вы что-то сделали, как меняются ваши мнения по разным вопросам. Это наблюдение безусильно, если не втягиваться в содержание мыслей и не считать себя их автором.
Этот вопрос отпадает когда приходит понимание отсутствия себя, как отдельной личности, и вы просто делаете то что делаете, потому что вы весь мир